При внимательном рассмотрении нашей картины «Каве-ханэ (кофейня) в Требизонде» и в сравнении с вышеназванными работами можно прийти к следующим выводам:
- при общем сходстве композиции и близких размерах всех картин можно найти отличие в деталях, по крайней мере, на 35 участках. Фигурки турок, аналогичные нашей композиции, можно увидеть в эталонных картинах И. Айвазовского, таких как «Восточная сцена» (х., м. 45,5х37; 1846, Государственный музей-заповедник Петергоф), «Восточная сцена в лодке» и ряде других;
- сравнение фрагментов по сложности и разнообразию изображенных фигур, деталей, пейзажа свидетельствуют в пользу нашей картины, послужившей, скорей всего, оригиналом для создания других вариантов;
- сама манера живопиcи: тонкое письмо в 1-2 слоя, характер наложения красок – мягкими кистями, проработка теней, использованные при написании моря и неба на нашей картине пигменты – синий кобальт, свинцовые белила, которые встречаются в 90% картин Айвазовского – также серьезные аргументы в пользу авторства самого мастера, а не работы его мастерской.